На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10
Страниц 11
Страниц 12

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Портрет княгини
З.Н.Юсуповой,
Валентин Серов, 1902

   
Передвижники в 1900-1910-х годах. Новые трудности

Товарищество продолжало оставаться организацией общероссийской, оно объединяло художников Центральной России с их товарищами на окраинах страны в единой творческой среде. И поэтому вполне закономерно, что ряд молодых художников - учеников передвижников проявили в дальнейшем много искренней любви и отдали много труда для развития художественной культуры различных народов Советского Союза. Укажем, например, на П.П.Бенькова, впоследствии посвятившего свое творчество Советскому Узбекистану, учителя многих художников Средней Азии; на М.А.Керзина, впоследствии учителя многих советских белорусских скульпторов; на А.А.Кокеля, чуваша по национальности, работавшего впоследствии на Украине, создавшего еще в 1920-х годах правдивые образы бойцов Красной Армии, и других.
Рост прогрессивных тенденций можно проследить не только в деятельности Товарищества. Благотворные сдвиги происходили в творчестве и других художников, не порвавших нитей, связавших их с лучшими национальными традициями. Так, К.Ф.Юон в эти годы создал лучшие свои пейзажи, например оптимистический, зрелый по мастерству и демократический по тенденциям «Март» (1915). Строго реалистический пейзаж «Зима в провинции» написал И.И.Бродский.
Закономерен вопрос о роли молодых художников, пришедших в Товарищество с 1910-х годов. На этот вопрос следует прямо ответить, что большинство из них только начинало свой творческий путь, что в те годы почти все они представляли собой еще величины потенциальные. Существенный вклад мог быть сделан ими в последующие годы. Первая мировая империалистическая война помешала этому, внеся значительные изменения в ход общественной жизни.
Однако можно с полной ответственностью говорить о больших, хотя и недостаточно выявленных в те годы возможностях нового пополнения; можно говорить потому, что история уже доказала правоту этого утверждения успехами их дальнейшего творчества, значимостью их роли и места в художественной жизни Советской страны.
Великой заслугой руководителей Товарищества периода 1900-1910-х годов - В.Маковского, Н.Касаткина, Н.Дубовского, В.Бакшеева - является то, что они сумели сохранить демократический характер объединения и довели Товарищество до Великой Октябрьской социалистической революции настолько жизнеспособным, что именно оно провозгласило в начале 1922 года творческие лозунги, содержавшие много ценного для искусства обновленной Родины.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Товарищество провело две выставки. Следует остановиться на одной из них - 47-й выставке.
Значение этой выставки по ряду причин, несомненно, историческое. Здесь впервые встретились со старшими передвижниками будущие организаторы Ассоциации художников революционной России (АХРР) - П.Радимов (бывший в то время председателем Товарищества - последним выполнявшим эту почетную обязанность), Е.Кацман, А.Григорьев, В.Журавлев, В.Карыгин, В.Крайнев, Н.Струнников, Б. и В.Яковлевы и другие.
Передвижники обнародовали в связи с выставкой свою идейно-творческую декларацию. В этом последнем акте приняли участие и представители художественной молодежи - будущие члены АХРР, что очень показательно. Это означает, что деятельность Товарищества была овеяна в глазах молодежи славой долголетнего и самоотверженного участия в борьбе за лучшее будущее народа. Мы узнаем об этом и из воспоминаний ахрровцев (в частности, Е.Кацмана). Об этом говорит и их настоятельное стремление сблизиться с Касаткиным, показать наглядно, насколько важным представляется для них его творчество.
Декларация была последним общественным актом Товарищества - оно не нашло в себе сил, чтобы существовать дальше. Но содержание этой декларации таково, что историческая заслуга передвижников, провозгласивших ее, остается бесспорной.
Декларация не только утверждала верность демократическим заветам своих великих предшественников, но и намечала пути дальнейшего развития советского искусства как искусства реалистического, глубоко связанного с советской действительностью и правдиво отражающего ее. «Дать народу живое, понятное, верно отражающее его быт искусство было первой задачей Товарищества, - говорится в декларации. - В течение ряда десятилетий оно с честью выполняло эту задачу, создав целый ряд картин и выдвинув многих художников, занявших почетное место в истории русской живописи. Нередко при этом оно подвергалось гонениям со стороны старой власти.
В настоящий момент, когда впервые дается возможность с наибольшим успехом исполнить нашу задачу, Товарищество считает нужным поднять свое знамя и ближе подойти к выполнению заветов своих зачинателей. Мы хотим с документальной правдивостью отразить в жанре, портрете и пейзаже быт современной России и изобразить всю трудовую жизнь ее разноликих народностей.
Оставаясь верными реалистической живописи, мы будем искать наиболее близких народным массам приемов, чтоб в форме законченных произведений живописи помочь массам осознать и запомнить совершившийся великий исторический процесс».
Историческая важность творческих принципов этой декларации несомненна. Здесь и призыв к новой, советской теме, призыв отразить жизнь и быт народов Советской страны, и твердое провозглашение принципов реализма, и призыв создавать законченные произведения, то есть вернуться от этюдов к традициям картины. Очень важен тезис об изображении трудовой жизни всех народов Советского Союза, свидетельствующий о любви и уважении ко всем братским народам.
Но только ли свои чувства и мысли выразили передвижники в последнем своем торжественном акте? Думается, нет, и в этом, конечно, не слабость, а сила и историческая значительность выступления Товарищества.
Молодые советские художники, придя к передвижникам, утверждали историческую преемственность советского искусства с великими демократическими традициями. В то же время создание декларации - результат двустороннего процесса. Сознание, что к ним пришли молодые силы, что молодежь готова соединить с ними свои творческие усилия, воодушевило старых передвижников, которые в дни своей юности застали еще в живых славную плеяду зачинателей Товарищества. Они оказываются способными на последующий общественный акт, достойный этих зачинателей.

к началу...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru