На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Беглый,
Сергей Иванов, 1886


Брошенная терраса,
Станислав Жуковский,
1911



Портрет Фурманова,
Сергей Малютин, 1922

   
Бытовая живопись и портрет в Товариществе

Круг бытописателей в годы развития ТПХВ значительно расширился. Правда, потеря такого художника, как Перов, ничем не могла быть возмещена еще долгие годы. Продолжали выступать жанристы, произведения которых на первых выставках Товарищества неоднократно становились своего рода событиями художественной жизни: Мясоедов представил на 6-й Передвижной выставке картину «Засуха» (1878); его «Страда» (1887, XV выставка) явилась одной из немногих картин, где воспевается радость сельского труда; Максимов создает в эти годы небольшие, проникнутые глубоким сочувствием к людям деревни полотна - «Бедный ужин» (1879), «Больной муж» (1881), «Заем хлеба» (1882) и другие, раскрывающие бедственное положение пореформенной деревни; несколько прекрасных жанровых картин написал в эти годы Прянишников.
Появление этих произведений приветствовала современная им прогрессивная печать. Но они уже не вызывают такого яркого и широкого отклика, как некогда «Порожняки» Прянишникова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» Максимова, «Чтение положения ...» Мясоедова и некоторые другие. Почему? Думается, потому, что основная, историческая роль этих мастеров уже позади. За прошедшие годы выросли новые силы, способные решать и прежние и вновь вставшие перед русской национальной школой задачи на более высоком уровне.
Вспомним прежде всего, что всеобъемлющий гений Репина сказал новое слово почти во всех жанрах живописи, но нигде оно не прозвучало столь мощно, как в картинах о современной жизни. Окрепли, оперились и некоторые другие мастера «старой гвардии» передвижников, которые раньше еще не выявили все свои возможности. Товарищество неоднократно пополнялось новыми силами. Это были художники разного масштаба, объединенные гуманистическим демократическим направлением своего творчества.
Но наиболее характерными и крупными фигурами среди бытописателей, кроме, разумеется, Репина, становятся теперь Владимир Маковский и Ярошенко. Очень несхожие по кругу сюжетов, образов, по изобразительному языку, эти художники наиболее отчетливо воплощают основные линии в развитии бытописания той поры.

Творчество Владимира Егоровича Маковского (1846-1920) еще тесно связано с традициями жанровой картины 40-60-х годов. В то же время в нем наблюдаются существенные изменения, которые происходят в этот период в области бытописания. Мы уже говорили в первой части этой работы о Вл.Маковском как о мастере небольших картин-новелл лирического, а порой комического содержания. Но уже в произведениях 70-х и особенно 80-х годов проявляется способность художника горячо откликаться на злободневные вопросы современности. Отсюда - новый круг тем и образов, новая, порой драматическая интонация его произведений 80-х годов.
В 1872 году Маковский стал членом Товарищества, с которым связал всю свою дальнейшую судьбу. Начиная с этого времени он выступает на передвижных выставках ежегодно до 1918 года включительно. Залы передвижных выставок видели его произведения 45 раз - цифра рекордная. Порой Маковский выставлял целые циклы картин и этюдов. Но шли годы, внешние и внутренние перипетии переживало Товарищество. Сам Маковский из начинающего художника превратился в маститого профессора, но глубокая связь его с передвижниками оставалась неколебимой. Почти 60 лет активной творческой жизни - это целая эпоха. И творчество Маковского, при всей его цельности, не могло оставаться и не осталось неизменным. Творческая одержимость Вл.Маковского в известной мере объясняется биографически.
Напомню, что отец Маковского принадлежал к коренной московской художественной интеллигенции, был видным московским художественным деятелем. И учился Маковский в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, у колыбели которого, как уже говорилось, стоял его отец.
В ранних работах Маковского («Квасник», 1861, Государственная Третьяковская Галерея, и др.) заметно влияние Тропинина - друга отца художника. Но более зрелые полотна тесно сближают его со следующим поколением московских жанристов - Юшановым, Прянишниковым и другими. В 60-х годах Маковский уступал еще многим московским мастерам, в частности Прянишникову. Но в начале 70-х годов он уже превосходный мастер бытовой зарисовки, коротенького рассказа из повседневной жизни. В его произведениях этого круга запечатлены обычно тонко подмеченные житейские, часто комические сценки. В одной из лучших работ этого периода, картине «В приемной у доктора» (1870, Государственная Третьяковская Галерея), дана меткая, искрящаяся живым юмором характеристика каждого из действующих лиц. Среди других мастеров бытового жанра В.Маковского выделяла способность смеяться весело, щедро, задушевно. Вл.Маковский - юморист «божьей милостью». В течение ряда лет он «издавал» вместе с композитором С. Танеевым шуточный рукописный журнал «Захолустье». Избранный им забавный псевдоним, Немврод Плодовитое, заставляет вспомнить начинающего молодого Антошу Чехонте.
Комическое выражается в работах В.Маковского без особого подчеркивания, без нарочитого окарикатуривания персонажей. Но его творчество оставалось чуждым сатире, хотя как юморист он не имел равных в Товариществе. И в ранних и в более поздних работах Маковский выступает бытописателем городской мещанской среды. В своих картинах «Варят варенье» (1876, Государственная Третьяковская Галерея), «Друзья-приятели» (1878, Государственная Третьяковская Галерея), «Ссора из-за карт» (1889) и других Маковский показывает погруженных в мелочи жизни городских обывателей. Однако показывает без осуждения. Крамской говорил: «Он (русский художник) с добродушной иронией смотрит на маленьких людей, выставляет все смешное, т.к. человек тот, с которого художник работает, делает свое дело серьезно, а художник как-то так умеет распорядиться, что зритель ясно чувствует: пустяки!» Но уже в творчестве Маковского 70-х годов появляются социальные мотивы. Тема имущественного неравенства поднята в его картине «Посещение бедных» (1874, Государственная Третьяковская Галерея), изображающей беспросветную жизнь городской бедноты. В центре картины образ лицемерно-добродетельной и торжественно-снисходительной дамы-патронессы. Наиболее выразителен образ застывшего в сознании своего величия дворецкого - он презирает впавшую в нищету семью и не одобряет барскую блажь.

(Текст - Ф.С.Рогинская )

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  »  Ячейки для хранения вещей будут полезны при переезде.


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru