На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Крестьянка,
Абрам Архипов, 1916


Торро дель Греко,
Иван Похитонов, 1891


Земство обедает,
Григорий Мясоедов,
1872


   
Бытовая живопись и портрет в Товариществе, страница два

В картинах Маковского 80-х годов появляются образы мелких, цепких хищников-сутяг, судейских чинов («Ходатай по делам», 1879, - картина, вызвавшая горячий отклик Стасова, и другие).
Деятельность реформированного суда и либеральных адвокатов привлекала большое внимание русского общества 70-80-х годов. Однако никто до Маковского не подходил вплотную к этой теме. Недели и месяцы Маковский проводит в судах. Перед его глазами проходит не один процесс. Так, знаменитое в свое время дело великосветского «клуба червонных», которому был посвящен очерк М.Салтыкова-Щедрина «Дети Москвы», явилось темой рисунков Маковского для журнала «Пчела» («Червонные валеты старого пошиба» и «Червонные валеты нового пошиба», оба - 1877).
Литература не раз срывала завесу с афер банковских дельцов, показывала их методы обогащения - за счет мелких вкладчиков. В картине «Крах банка» (1881, Государственная Третьяковская Галерея)
Маковский первый среди художников отозвался на эти явления действительности. Вполне возможно, что он видел и зарисовал оказавшихся на скамье подсудимых недавних банковских воротил. Во всяком случае, он не мог не знать громкого процесса Московского ссудного коммерческого банка в 1876 году.
«Крах банка» - наиболее значительная из многофигурных композиций Маковского этих лет. Эта остроразоблачительная картина содержит целую галерею жизненных, ярко вылепленных образов. Особенно выразителен образ молодой женщины, в исступлении бросающей обвинение банковским воротилам. Тема трагических судеб людей, становящихся жертвами коммерческих афер, проходит через многие полотна Маковского 80-х годов.
Так, в картине «Осужденный» (1879, Государственный Русский Музей), появление которой горячо приветствовал Стасов, художник воплотил подлинную трагедию - жизненную катастрофу молодого крестьянина, силой исторических обстоятельств оторванного от земли и оказавшегося на скамье подсудимых. Вся сцена предстает перед нами с полной ясностью, убедительно показаны переживания каждого действующего лица, особенно горе стариков родителей. В литературе о Маковском возникал вопрос, связаны ли такие картины, как «Осужденный» и более поздняя «Оправданная», с освободительным движением тех лет, с теми политическими процессами, жертвами которых пало столько представителей молодежи. Зритель не знает, что толкнуло этого крестьянина на преступление; может быть, его вина - в участии в аграрных беспорядках? В его суровом облике, в нахмуренном взгляде, обращенном к родителям, нет ничего злодейского. Скорее, в нем есть что-то от несмирившегося бунтаря. И хотя зритель остается во власти догадок, он чувствует в осужденном жертву сословного суда.
К 1875 году относится первый эскиз его картины «Вечеринка» (карандаш, Государственная Третьяковская Галерея), законченной художником в 1890 году (Государственная Третьяковская Галерея)- В этом эскизе уже намечены образы курсисток, студенток, представителей той среды, из которой вышло так много революционных бойцов, и вся сцена несет приметы скорее политической сходки, чем застольной встречи. Так впервые в творчестве Маковского возникает тема политической борьбы, которую он воплощает в картинах «Ожидание. (У острога)» (1875, Государственная Третьяковская Галерея), «Узник» (1882), «Арест нигилистов» (карандаш, 1882), «По этапу» (1884).
Под этим углом зрения он пытается переосмыслить и тему «Осужденного». Так, в одном из последующих эскизов - вариантов этой картины - родители осужденного не крестьяне, а мелкие чиновники, а в группе «соболезнующих» (слева) вместо девушки в платочке изображена курсистка (1890).
В то же время одна из наиболее популярных картин Маковского, «Оправданная» (1882, Государственная Третьяковская Галерея), говорит о том, что у него не были изжиты либеральные иллюзии в отношении реформированного суда. Ведь приговоры политических процессов и весь ход их, за редкими исключениями, вызывали негодование передовой общественности. В «Оправданной» чувствуется, что художник преисполнен уважения к адвокатам в процедуре суда.
Порой поиски большой темы влекли художника к изображению многофигурных массовых сцен. В течение ряда лет он работает над картинами «Толкучий рынок в Москве» (1880), «Ночлежный дом» («Ночлежники», 1889, Государственный Русский Музей). Написанные к этим картинам этюды, изображающие мелкий торговый люд, мастеровых, людей «дна», содержательны и очень свежи по живописи. Сюжеты этих картин, казалось бы, открывали большие возможности для проявления многих ценных качеств, присущих именно Маковскому с его острой наблюдательностью.
В картине «Ночлежный дом» среди отщепенцев большого города выделяется высокая фигура спившегося художника, невольно вызывающая ассоциации с трагической судьбой А.Саврасова, безусловно известной Маковскому.
В эти годы Маковский продолжает работать и над небольшими жанрами. Некоторые из них по-прежнему несут в себе комический элемент («Объяснение», 1889-1891), «В передней» (1884)- Другие проникнуты лиризмом. Это «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887). Художник достигает исключительной цельности и лаконизма в построении сцен и в то же время особой выразительности каждой детали. В них все продумано до последнего штриха,- и мысли, к которым приходит зритель по мере того, как вникает в сюжеты этих картин, далеко выводят его за рамки изображенного.
Тонко, без навязчивости раскрывает художник драматизм происходящего в «Свидании». Мать-крестьянка приехала навестить своего сына, ученика-подручного в каком-то торговом деле. Волосы у мальчика растрепаны, давно не стрижены. Во всей фигурке что-то робкое, запуганное. Босые ноги - прямо на каменных плитах, а ведь холодно: мать одета по-зимнему. А как впился он зубами в калач, - видно, изголодался на хозяйских харчах. За образами картины встает целая повесть - не только об этом мальчике и даже не только о судьбах всех этих подмастерьев, рассыльных и т.п., которых унижает, растлевает, поглощает город лабазов, торговых рядов и других очагов мелкой и крупной наживы, но и повесть о его матери, о судьбе матери-крестьянки. В ее грустном лице ощущается внутренняя красота, серьезное раздумье.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru