На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



На острове Валааме,
Архип Куинджи, 1873


Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Бурлаки на Волге,
Илья Репин, 1873

   
Зограф Н.Ю. "К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-1890-е годы"

Отечественная искусствоведческая наука широко и достаточно всесторонне раскрыла историческое и художественное значение искусства передвижников. Теперь уже оставлен тезис, бытовавший еще сравнительно недавно, что главная, если не исключительная заслуга передвижников, то новое, что они внесли в русское и мировое искусство, - в развитии бытового жанра, воспроизведении современности во всем многообразии ее больших и малых проявлений. Выставки передвижников, организованные в связи со столетием "Товарищества", еще раз подтвердили односторонность такой точки зрения. Жанр, картина на современную тему, действительно сыграл у передвижников (особенно на первом этапе) очень существенную роль. Но главное, что их вдохновляло, как справедливо писал А.А.Федоров-Давыдов (в его посмертно опубликованной статье в журнале "Творчество"), - понимание искусства как общественного служения, моральная требовательность, гуманистическое утверждение достоинства человека.

Передвижники - каждый в своем жанре и в меру своего таланта - стремились раскрывать сложные и противоречивые стороны русской жизни, звали от мелочных забот повседневности к выполнению нравственного долга в борьбе против социального зла и насилия над личностью, будили совесть. В этом объединились и жанристы, и мастера психологического портрета, и художники, обращавшиеся к большим историческим и философским темам. Особенно очевидно эта, так сказать, глубинная суть искусства передвижников раскрывается в их творчестве в течение 80-х годов, десятилетия, справедливо считавшегося временем кульминации демократического реализма в русской живописи. В это время в живописи передвижников совершаются существенные сдвиги. В идейной и стилистической эволюции русского искусства этот период может рассматриваться в определенном смысле как поворотный, подводящий итоги достигнутому, открывающий путь в будущее, поставивший ряд новых и сложных творческих проблем. В предлагаемой статье мы, разумеется, отнюдь не претендуем на сколько-нибудь всестороннее рассмотрение относящейся сюда исторической и художественной проблематики. Обратим внимание лишь на некоторые, с нашей точки зрения, существенные тенденции, которые характерны для названного Этапа.
Новые тенденции в искусстве с особой отчетливостью наблюдаются, естественно, у наиболее крупных мастеров - таких, как И.Е.Репин, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.И.Суриков и В.Д.Поленов. Однако творчество не всех перечисленных здесь художников станет предметом нашего особого рассмотрения. Мы не будем касаться Сурикова с его специфической проблематикой исторического живописца, а также творчества художников-пейзажистов; хотя и здесь можно отметить черты, сближающие их с общим процессом развития живописи на рубеже 80-90-х годов. Все названные мастера по своим конкретным творческим устремлениям очень разнятся друг от друга, у каждого из них свои собственные замыслы и свои собственные творческие решения. Достаточно сопоставить два таких имени, как Репин и Ге. Но как бы ни были существенны эти различия, в искусстве крупных мастеров отчетливо выявляются общие тенденции, общие закономерности идейно-художественной эволюции. Именно они, эти крупнейшие живописцы, определили совершающиеся в русском искусстве сдвиги, в то время как ряд художников, в свое время ведущих, остался на уровне творческой проблематики 70-х годов, и в их произведениях все чаще проглядывало стремление чисто внешне примкнуть к новому стилистическому движению.

Ф.М.Достоевский в "Братьях Карамазовых" устами Ивана Карамазова говорит: "Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? О чем они будут рассуждать, пока поймали минутку?.. О мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же черт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца". По справедливому замечанию одного из исследователей Достоевского, эти "вековечные вопросы" "русских мальчиков" о смысле жизни, о правде, братстве и справедливости пришли в русскую идеологическую жизнь XIX века отнюдь не от евангелия, но от утопического социализма. И в действительности нередко оказывалось так, что рассуждение о боге у иных мыслителей оборачивалось мучительными раздумьями "о переделке всего человечества по новому штату". Именно это позволило И.И.Крамскому повторить мысль П.М.Третьякова и сказать о Ф.М.Достоевском - он "был нашею общественною совестью", в какие бы дебри церковности ни заходил писатель. В Толстом при всем его реакционном утопизме справедливо видели непримиримого обличителя социальных пороков общественного и государственного строя России, видели его мучительные поиски "смысла жизни", тревогу о простом человеке, заботу о духовном совершенстве и нравственной чистоте личности. В.Г.Короленко на вопрос двух его корреспондентов о Л.Н.Толстом очень точно заметил - это не религия, "он тщательно скрывает атеистические мысли в религиозной овечьей шкуре".
Во всей передовой русской культуре самым резким образом стояли реальные и злободневные вопросы жизни, поиски ее смысла, в какие бы одеяния они ни облекались, какие бы порой противоречивые формы ни принимали. Передвижничество - органическая, неотъемлемая часть этого общего духовного движения. Его нервом была высокая нравственная требовательность, заставлявшая видеть в искусстве "учебник жизни", как выражался Н.Г.Чернышевский.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  »  Мольберт для школы - хлопушка с большой полкой


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru