На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20

   
 
  
   

Картины Федора
Васильева



После дождя.
Проселок,
1867-1869


Волжские лагуны,
1870


Деревня,
1869

   
Фаина Мальцева. Федор Александрович Васильев

Пережитый тогда Васильевым восторг невольно вызывает в памяти состояние творческого воодушевления, которое в свое время также пережил его предшественник, представитель романтического пейзажа начала века М.И.Лебедев, приехав в Италию из Петербурга. Близость натур этих двух художников в литературе отмечается часто, сходной была и их жизненная трагическая судьба, прервавшая развитие их исключительных дарований. И тем не менее каждый из них выражал в своем творчестве эстетические идеалы именно своей эпохи, свое видение мира природы и свое представление о задачах и целях пейзажной живописи. По-иному проявились в Васильевском искусстве и связи его эстетической концепции с романтизмом. Русская действительность и русская природа внесли в его принципы свои коррективы и придали им исключительную жизненную действенность. На этом фоне особенный интерес представляют для нас работы Васильева 1869 года, хотя мы и не знаем определенно, как сложились в Знаменском его занятия живописью. Это был первый год вполне самостоятельной творческой жизни и первая настоящая его восторженная влюбленность в природу.
Связь искусства Васильева с романтическим строем пейзажного образа наиболее непосредственно проявилась, пожалуй, в сепии «Раннее утро» (1869). Ее сюжет воспроизводит, очевидно, одну из поездок художника на охоту за дрофами в компании молодых людей. Романтичным в ней кажется сам характер предутреннего пейзажа с темными силуэтами деревьев, эффектно рисующихся на фоне неба с облаками, озаренными восходящим солнцем. Не менее романтично и несколько хрестоматийно по приемам выполнена в этой сепии и группа едущих всадников с ружьями и собаками. Различными оттенками сепии в сочетании с белилами достигается здесь характерная для романтического пейзажа подчеркнутость светоцветового эффекта, контрастирующего с темным нагромождением камней на переднем плане. Реальность сюжетной основы как бы слилась здесь с необычной внутренней настроенностью художника, давшей простор его творческой фантазии.
В картинах, датированных 1869 годом и, вероятно, связанных с жизнью в Знаменском, мы не встретим ни внешне эффектных сюжетов, ни манящих далей степей. И все же в каждой из них окажется запечатленной поэтически воссозданная реальная жизнь природы. Эмоционально активизируется художником роль и значение мотива дороги, являющейся здесь как бы свидетелем и посредником приобщения человека к прекрасному миру природы, вызывающему в его душе ответный строй чувств. Вместе со светлыми красками дорога формирует особый тип почти бездейственных жанровых пейзажей, свободных от проявления внешней патетики чувств. Такова именно концепция его небольшой поэтически сложившейся картины «После дождя» (1869) с залитой дождем дорогой, с золотящимися мокрыми кронами берез. С красками неба и предвечерним светом увязывается вся ее цветовая гамма. Любовно вписав в композицию скромный жанровый сюжет, Васильев как будто стремится выразить радость духовной причастности человека к зримой красоте обновленной природы.
Еще более одухотворенным и слитым с душевным строем людей воспринимается образ другой небольшой картины «Вечер» (1869) с мягко сияющим красками вечерним небом и неторопливо идущими по дороге вдоль леса женщинами с ребенком и собакой. Принятое здесь композиционное решение картины уже само собой выдвигало на первый план пейзажный строй создаваемого образа с переданным в нем прекрасным моментом состояния природы в час угасающего летнего дня. Гармонией золотистого предвечернего света и мягких закатных красок, озаривших высокое небо и кроны деревьев у затененной дороги, раскрыта художником общая цветовая гамма этого поэтичного пейзажа, как бы утверждающая собой вечную присущую природе изменчивую цветность. В этот музыкально и живописно соркестрованный образ своей сольно звучащей партией включается вписанная жанровая группа.
Среди представленных в альбоме картин и несколько суховатый по живописи пейзаж «Деревня» (1869) с социально заостренным деревенским сюжетом, оставляющим впечатление безнадежности, которое лишь несколько смягчается соседством его с небезучастной природой.
Чтобы несколько расширить представление об этом периоде, в альбом включены две работы Васильева, концепционно и сюжетно связанные с деревенской темой, но относимые к этому году только предположительно. Вопрос о времени создания недатированных картин Васильева является одним из сложнейших в исследовании его творчества. Принимая во внимание стремительность его развития, мы часто оказываемся бессильными установить дату только путем сравнительного анализа живописи недатированных им произведений. В упомянутых выше двух работах Васильева проявились и характерные особенности его творческого метода, и, несомненно, накопленный профессиональный опыт. Одной из них является пейзаж «Дорога в лесу», внешне напоминающий своей композицией часто изображаемые М.И.Лебедевым аллеи с кулисно построенным передним планом и пространством, просматривающимся между деревьями. Выгодно используется художником и сравнительно широкая диагональ лесной дороги с сомкнувшимися над ней зелеными ветвями. Направляя взгляд зрителя в глубь леса, Васильев задерживает его внимание вначале на выделенных цветом фигурах отдыхающих вблизи дороги крестьянок с детьми, а затем на затененной и освещенной зелени ветвей, обрамляющих сверху дорогу. Разнообразными приемами живописи и различными оттенками цвета они создают трепетную светоцветовую среду, вызывающую ощущение живого куска натуры в этом целостном образе лесного пейзажа. Непринужденные позы отдыхающих путников воспринимаются естественно слившимися с окружением.
Однако поиски обновления живописи на этом не останавливаются, хотя Васильев и остается как будто в пределах той же принятой им системы. Убыстренный процесс эстетического освоения натуры интуитивно подсказывает художнику необходимость найти новый живописный подход к передаче меняющегося цветового строя природы. Этот путь исканий Васильева встречается в ряде его различных работ. Среди них должна занять свое место и смелая по замыслу картина «Дорога в березовом лесу», предположительно включенная в ряд его пейзажей, связанных с летней жизнью в Тамбовской губернии.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru