На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

   
 
  
   

Картины Василия
Поленова



Бабушкин сад,
1878


Мечты,
1894


Московский дворик

   
Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова

В «Заросшем пруде» возвышенно-мечтательное настроение воплощено в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчеркнуто неподвижной задумчивой позой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в темной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую фигурку, служат ей надежным убежищем. Лиризм пейзажного мотива проявлен более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, в их своеобразном диалоге. Этими пейзажами Поленов впервые выступил на выставках Товарищества передвижников в 1878 и 1879 годах, и дебют принес ему широкую известность. «Поленов молодец», - писал Крамской, строгий и не предвзятый критик, Репину.
В пейзажах конца 1870-х годов в полной мере проявилось яркое своеобразие Поленова-художника, мастерски владеющего средствами пленэра, и тонкого романтика, умеющего одухотворить природу, заставить ее говорить с человеком. Те же качества Поленова-пейзажиста послужат основой творчества Поленова-декоратора в обновлении им русской театральной живописи. Начало этому процессу было положено на домашней сцене Абрамцевского художественного кружка, основанного крупным промышленником и меценатом, человеком ярко и разносторонне одаренным, Саввой Ивановичем Мамонтовым. Поленов участвовал в домашних постановках кружка в качестве декоратора, актера, режиссера и композитора, что позволяло достигнуть стилистического единства спектакля. Позже он примет активное участие в создании спектаклей Русской частной оперы, основанной С.И.Мамонтовым. С конца 1870-х годов Поленов часто гостил в подмосковном имении Мамонтовых - Абрамцеве. Здесь он находит близкую ему своей скромной красотой природу - леса, перелески, овраги, небольшая извилистая речушка Боря. Абрамцевская усадьба и ее окрестности стали мотивами для десятков этюдов и законченных пейзажей художника. Среди них – «Пруд в Абрамцеве» (1883). В этой картине можно ощутить ту же умиротворенность, ту же память о старом патриархальном быте, что и в его работах «Московский дворик», «Бабушкин сад». Но в ней, как и в других пейзажах этого периода, проявляются уже новые, интимно-лирические связи художника и природы, раскрывающиеся без «посредничества» персонажей картины. Люди из поленовских картин постепенно исчезают, но сохраняется высокий духовный строй пейзажа, его эмоциональное звучание.

Среди многих художественных увлечений Поленова, связанных с деятельностью Абрамцевского кружка - театр, участие в проектировании и строительстве Абрамцевской церкви, в работе абрамцевских мастерских, не прекращалась его напряженная работа над крупными живописными произведениями. В 1886 году на выставке передвижников предстала картина «Больная». Она была задумана в 1873 году под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, тяжело заболевшей и умершей от туберкулеза легких. Лиза стала первой моделью для картины «Смерть девушки», осуществленной позже под названием «Больная». Глубоко поразила художника и смерть в Риме юной Маруси Оболенской, которой Поленов увлекся во время пенсионерской поездки. Тогда же, в 1873 году, был выполнен первый эскиз к картине. Продолжал работать над полотном художник в 1881 году, после смерти горячо любимой сестры-близнеца Веры, и закончил в год смерти сына-первенца Федюшки. Непосредственное чувство художника, пережившего боль потери близких людей, осознание неотвратимости смерти, беспомощность перед ней и недоумение перед ее бессмысленной, беспощадной неразборчивостью, уносящей совсем юные жизни, - все это нашло воплощение в его «Больной».
Редко в каком произведении Поленова так ясно выразилось мировоззрение художника, как в этой картине. В ней явственно ощущается трагическое приближение смерти: комнату обволакивает пепельная тьма, большие глаза на осунувшемся личике девочки-подростка наполнены мукой, едва различим скорбный силуэт женщины с безнадежно склонившейся головой. Важнейший смысловой и эмоциональный элемент полотна, приковывающий внимание зрителя, - изумительный по красоте живописи натюрморт с лампой под зеленым абажуром. Лампа отбрасывает мягкий теплый свет, и его радужные золотистые отблески падают на край постели больной, играют желтовато-оливковыми бликами на стакане и графине с водой, насыщают цветом потрепанные и выгоревшие обложки книг и, наконец, соединяют все эти цвета в приглушенных тонах красно-коричневой скатерти. По своему богатству и изысканности красочных сочетаний это один из самых красивых натюрмортов в русском искусстве второй половины XIX века. Благодаря своей цветовой разработке он становится своеобразным символом вечной красоты этого мира, ощущение которой художник не утрачивает даже перед лицом страдания и смерти. Одновременно с картиной «Больная» продолжались напряженные размышления Поленова над большим полотном «Христос и грешница», замысел которого возник еще во время учебы в Академии художеств. Во время пенсионерской командировки он выполнил несколько эскизов, а в 1881 году началась непосредственная работа над картиной, полностью захватившая художника на последующие шесть лет.

Воспринимая Христа как реально существовавшего человека, Поленов считал необходимым «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Для правдивого воссоздания исторической обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деяниями Христа, Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехал по пути в Грецию. Он создал множество этюдов, изучал характер местности и этнографические типы, архитектурные сооружения в их соотношении с окружающей природой. Среди них – «Нил у Фиванского хребта», «Первый нильский порог» (1881), «Источник девы Марии в Назарете», «Харам Эш-Шериф», «Храм Изиды на острове Филе» (1882). Художник мастерски передал состояние замкнутого глухими монументальными стенами города, озаряемого розовато-фиолетовыми отблесками предвечернего солнца – «Константинополь (Стамбул). Эскисарайский сад» (1882). Тот же город, озаренный утренним светом, с горделиво возвышающимися в голубизне неба белоснежными массами архитектурных сооружений изображен в этюде «Константинополь (Стамбул). Золотой Рог» (1882).

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru