На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

   
 
  
   

Картины Василия
Поленова



Бабушкин сад,
1878


Мечты,
1894


Московский дворик

   
Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова

С 1880-х годов были продолжены и поиски художником целостного обобщенного образа русской природы. В этюдах, написанных в Имоченцах, Абрамцеве, Жуковке на Клязьме, появляются основные характерные элементы сложившегося у художника образа национального пейзажа: река, мерно и величаво несущая свои воды вдоль холмистых, извилистых, покрытых лесами, с заводями и луговинами берегов; уходящие к самому горизонту дали – «Пейзаж. Жуковка» (1888). Реальную возможность для воплощения этого образа Поленов получил, поселившись в 1890 году в имении Бёхово на Оке. Он написал здесь множество пейзажей, которые в Третьяковской галерее представлены картинами «Ранний снег» (1891), «Ока. Летний день» (1890-е), «Осенние поля и перелески», «Ока. Осень» (1910-е).
Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость ее состояния в переломные моменты дали себя знать в его пейзажах конца XIX - начала XX века и в полной мере проявились в картине «Ранний снег» (1891). По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской в 1890 году: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки. Он тщательно прорабатывает композицию картины с широко раскинувшимися холодными синеющими далями, как бы смыкающимися на горизонте с серо-голубым затянутым тучами небом и уходящими за рамки картины бескрайними просторами. Полотно написано широкой кистью, но при этом тщательно проработаны детали. Рисунок в изображении кружева пушистых веточек с листьями разнообразной конфигурации и сложно переплетающихся обнаженных веток деревьев на фоне серого неба тонок, точен и изящен. Работа над пейзажем была для Поленова неотъемлемой частью существования, естественной формой его творческого самочувствия и выражения размышлений о жизни. Поэтому, какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место.

В 1914 году И.Э.Грабарь, известный художник и историк искусства, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову, очевидно, в ответ на просьбу художника поместить его картину Больная на втором этаже среди работ его сверстников: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». Грабарь, вероятно, имел в виду те произведения Поленова, которые были приобретены в свое время у автора П.М.Третьяковым и находились в галерее, - «Право господина» на сюжет из средневековой истории Германии, этюды Московского Кремля, пейзажи конца 1870-х годов – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной «Христос и грешница» и серией картин «Из жизни Христа». Все эти произведения собраны сейчас в отдельном небольшом и уютном зале Третьяковской галереи, отданном творчеству В.Д.Поленова. Внимательно вглядевшись в представленные в этом зале холсты, современный зритель сможет решить для себя - согласиться ли вслед за Грабарем с мнением художника о себе.
При первом знакомстве с обширным наследием Поленова, действительно, может показаться, что его произведения не могли быть созданы одним человеком, что автор «Московского дворика» - это совсем другой художник, чем автор декораций к «Орфею» Глюка или картины «Право господина», что человек, написавший «Христа и грешницу», не мог быть сотрудником Васнецова в создании Абрамцевской церкви. Но при внимательном анализе становится очевидным, что за всем разнообразием творчества Поленова стоит одно доминирующее настроение. Это настроение одновременно и радостного, и грустного созерцания мира с присущим ему страданием и скорбью, которые как бы очищаются добром и красотой. Высказанное Поленовым в письме Виктору Васнецову суждение: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - достаточно определенно выраженное эстетическое кредо художника и ключ к пониманию сложной, тонкой души художника, так ясно прочитываемой и во всех произведениях, хранящихся в Третьяковской галерее. Творчество Поленова было многообразным и сложным в этом многообразии». Обладая пленэрным видением и врожденным талантом декоративиста, архитектора, музыканта и композитора, художник помимо разнообразных «родов живописи», в которых он работал, обращался, и довольно успешно, к архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству, преодолевая тем самым старые стереотипы отношения к художественному творчеству. Следует добавить, что Поленов был еще и талантливым педагогом, который, по словам Аполлинария Васнецова, первым «ввел в живопись европейское влияние», а также театральным и общественным деятелем.
«Я люблю все искусства, все они мне дороги, архитектурой я занимался, поэзией и скульптурой наслаждался, а живописью и музыкой я живу. Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей высшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания, музыка только первое; оно и понятно - в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни», - говорил Поленов. Во «всеохватности» Поленова, в его «вхождении» в разные области искусства рождался новый тип художника-универсала, главной фигуры эпохи стиля модерн. В ряду многих его заслуг перед отечественной культурой это еще одна заслуга, и немаловажная.

в начало...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru