Николай Машковцев. Творчество Андрея Рябушкина
Андрей Петрович Рябушкин был сыном «государственного крестьянина» Петра Васильевича и его жены Пелагеи Ивановны Рябушкиных. Он родился 17 октября (по старому стилю) 1861 года, в так называемой Станичной слободе Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Отец и старший брат художника были иконописцами, младший - был учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества и уже подавал большие надежды как художник, но преждевременно погиб.
В ранней молодости будущий художник помогал отцу и старшему брату в иконописных работах, тем самым приобретая элементарные навыки в живописной технике, понимании значения красок и, может быть, уже тогда задумываясь о композиции.
После смерти отца совершенно неожиданное обстоятельство изменило судьбу Рябушкина. В Борисоглебске наездами бывал художник А.X.Преображенский, который останавливался в доме Рябушкиных. Преображенский обратил внимание на способности юноши. Он проявил большую энергию в устройстве судьбы Рябушкина и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и сам обучался и высоко ценил то направление, которое там господствовало.
В августе 1875 года Рябушкин получил свидетельство от волостного управления Станичной слободы о том, что уволен «для поступления в воспитанники какого-нибудь художественного заведения, где только может быть принят к обучению художественному искусству».
В Московское училище Рябушкин попал в пору самого блестящего расцвета его существования.
В училище преподавали такие художники-передвижники, как Перов и Прянишников, и такой блестящий рисовальщик, как Евграф Сорокин, ученик Брюллова.
В те годы Перов переживал заключительный этап своей творческой эволюции. Он отошел от того острого сатирического направления, которым характеризовалось его творчество в 60-е годы. В самом начале 70-х годов он выступил как великолепный портретист и приблизительно в те же годы создал целый ряд картин, рисующих человека в общении с природой. Это «Охотники на привале», «Птицелов», «Голубятник», «Рыболов». Само собой разумеется, что, преподавая в училище, Перов оказывал неотразимое влияние на своих учеников. Об этом говорит в воспоминаниях об учителе М.В.Нестеров. Нужно также отметить, что в последние годы жизни Перов много занимался и историческими сюжетами. Правда, его историческая живопись носит иллюстративный характер: рамки литературного сюжета не дают живописцу возможности более глубоко показать и истолковать исторические события. Но несомненно, что и эти исторические картины могли оказать свое влияние на Рябушкина.
Несколько иным было творчество Прянишникова. Портретом Прянишников почти не занимался. Его внимание было поглощено той социальной силой, значение которой быстро росло в общественной жизни. Островский в драматургии, Прянишников и много позднее Кустодиев в живописи черпали сюжеты произведений чаще всего из купеческого быта. Во второй половине своей деятельности Прянишников много внимания уделил крестьянству. Он создал картины, синтетически охватывающие крестьянскую жизнь: это «Крестный ход», «Спасов день на Севере» (изображающая народный обычай купать коней в день осеннего Спаса). Ученики Прянишникова вспоминали, как стремился их учитель избавить живописную палитру от необоснованной пестроты красок, оставляя на палитре по преимуществу краски земляного ряда, киноварь, кобальт и белила. Учитель предлагал написать именно этими красками то, что было перед глазами ученика, тем самым воспитывая у него правильное понимание закона относительности красок.
Уже упомянутый Сорокин был, пожалуй, единственным носителем чисто академической традиции в Московской школе живописи. Более всех других преподавателей он добивался чистоты линии и красоты формы, тем самым сообщая работам своих учеников тот благородный оттенок познания классики, который несла в себе Академия. По-видимому, он гораздо меньше, чем Перов и Прянишников, заботился о воспитании новых принципов композиции и особенно колорита.
Не менее значительным, чем непосредственное влияние педагогов, было влияние ежегодно посещавших Москву передвижных выставок. И конечно, влияние всегда открытой для учеников Третьяковской галереи, уже в то время обладавшей почти всем лучшим, что было создано художниками-передвижниками. Особенно значительным было собрание произведений Репина. В галерее находились главные исторические картины нашего величайшего исторического живописца Сурикова, притягивавшие к себе художественную молодежь. В Третьяковской галерее тогда находились и крестьянские жанры Максимова, и, несомненно, под их впечатлением началась линия крестьянского жанра в творчестве Рябушкина.
Еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Рябушкин написал картину «Крестьянская свадьба». Картина была сразу приобретена Третьяковым, но она явилась только самым начальным этапом в творческом развитии художника.
Одновременно с Рябушкиным в Московском училище обучались такие художники, как Архипов, в творчестве которого крестьянская тема занимала основное место; Сергей Коровин, которому удалось первому показать, и притом чрезвычайно ярко и убедительно, классовое расслоение деревни; Нестеров, дореволюционное творчество которого было посвящено жизни человека среди природы, с очень сильным акцентом на пейзаж, показанный как бы глазами изображенного в нем человека. Женская доля с ее часто трагическим концом особенно привлекала Нестерова. Пожалуй, наиболее близок к Рябушкину был Сергей Иванов, у которого крестьянская тематика все время перемежалась с исторической.
Творчество Сергея Иванова и позднее творчество Кустодиева закономерно сближались с творчеством Рябушкина при всем их несомненном индивидуальном различии.
Два других сверстника Рябушкина - Навозов и Янов - оставили в русской живописи едва заметный след. И все же в творчестве скромнейшего Янова можно найти мотивы, перекликающиеся с Рябушкиным.
продолжение...
|