На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '

Глава пятая - Последнее десятилетие жизни

В последние годы жизни Шишкин почувствовал себя внутренне еще более тесно связанным с Товариществом Передвижных Художественных выставок. В письме к В. М. Васнецову от 30 ноября 1896 года Шишкин писал: «Приятно вспомнить то время, когда мы как новички прокладывали робкие шаги для Передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное в среде русского искусства». В 1897 году на юбилейную выставку Товарищества Шишкин дал ряд очень интересных произведений, среди которых особенно значительна была картина «Близ Елабуги». По самому истолкованию взятого мотива она родственна картине «Рожь». В ней данный художником образ наполнен также широким дыханием жизни, и русская природа, природа родных Шишкину мест, предстает перед нами в своих глубоко типических чертах. В композиции картины центральное место занимают широкие хлебные поля, между которыми проходит проселочная дорога. За ними - окраина соснового бора и в глубине, между могучими соснами, открывается вид на дальние луга за рекой. По дороге к лесу направляется запряженная в телегу крестьянская лошадь. В пейзаже много солнца, тени на земле короткие и интенсивные. Живопись в картине сочная, манера письма широкая. Как и большинство других картин Шишкина, так и эта имеет свое первоначальное решение в рисунке (Государственный Русский музей), сделанном, очевидно, художником на основании этюдов, написанных с натуры. Поскольку рисунок разграфлен на квадраты для перевода в картину, мы можем его считать подготовительной стадией, непосредственно предшествовавшей созданию картины. Композиции рисунка присуща та же ясность, что и картине. Достигает ее художник очень простыми изобразительными средствами. Линии крайне просты, но в этой простоте сказывается большое мастерство зрелого художника. Данный рисунок имеет авторскую надпись, содержание которой непосредственно связано с произведением и выражает, вероятно, замысел художника и вдохновившую его идею. Содержание надписи таково: «Раздолье, простор, угодье, рожь... благодать. Русское богатство». Дальше следует расширенное указание места, изображенного в данном рисунке: «На окраине (край) соснового леса, бора близ Елабуги». Надпись на рисунке обогащает представление о работе художника над образом картины. Сделанная на произведении, исполненном почти в конце жизни, она помогает глубже понять творческие интересы художника.

Как в самой картине, так и в содержании этой надписи есть что-то родственное темам других произведений Шишкина, исполненных им в различные периоды. В них есть глубоко прочувствованная художником народная тема, которая неизменно вдохновляла его в работе над пейзажем родной страны. Она органично сливалась с демократическими художественными идеалами, которые он пронес через всю свою жизнь. Говоря о народной теме в творчестве художника-пейзажиста, нельзя связывать ее, как уже говорилось, только с тем или иным частным мотивом, взятым непосредственно из крестьянской жизни, который художники иногда вплетают в композицию своего пейзажа. Народная тема в пейзаже бесконечно сложнее и шире, и раскрывается она в образах, которые доносят до нас русскую природу такою, какою она живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях. Именно такой предстает перед зрителями русская природа в картине Шишкина.
Последняя картина Шишкина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги», датированная 1898 годом, последним годом его жизни, - была представлена на XXVI Передвижной выставке. Эта картина по-прежнему передает русскую природу настолько могуче, а почерк художника остается таким уверенным, что невозможно найти в этой картине каких-либо признаков ущербности и слабости таланта художника. Пейзаж написан тонко, смело и широко.

Композиция, создавая впечатление классической пропорциональности всех частей, позволяет вместе с тем любоваться красотой отдельных деревьев, с их устремленными ввысь стройными крепкими стволами. Срезанные по вершинам краем картины, деревья кажутся еще более высокими. Зеленые кроны сосен освещены солнцем. Его лучи проникли в глубину леса и на стволы деревьев, а на траву упали легкие цветные прозрачные тени от ветвей. Прекрасно написана и освещенная солнцем поляна, с растущими на ней молодыми сосенками. По краю поляны, сходящему к ручью, обнажилась почва - и снова художник заставляет зрителей стоять и любоваться тем, как мастерски передана и фактура земли, и ползущий мох, и усеянное камешками песчаное дно мелкого железистого ручья, протекающего на переднем плане. Не прошли мимо этой картины и современники - почитатели таланта художника. Ее появление на выставке приветствовали восторженно, о чем очень выразительно написал в своем письме друг Шишкина, художник К.А.Савицкий: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво... Сосной на выставке запахло! - Солнца, свету прибыло!.. И меньшие не уступают - лодочка с водой чудесно...».
Одновременно с картиной «Корабельная роща», на той же выставке Шишкин показал и другие свои произведения, среди них наполненный лирическим содержанием пейзаж «Пруд в старом парке», сокращенно названный Савицким в приведенном выше письме «лодочка с водой». Находящийся в Государственной Третьяковской галерее композиционный этюд к этой картине, очень тонкий и красивый по манере живописи, в известной мере позволяет судить о художественных достоинствах самой картины (которая до настоящего времени не обнаружена).

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru