На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '

Глава шестая - Шишкин - офортист

В 1894 году А.Ф.Маркс начал работать над последним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 году. Шишкин передал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные и исправленные им для данного издания, в результате чего был составлен альбом, включавший лучшие офортные листы художника. А.И.Сомов в своей короткой заметке о гравировальном мастерстве Шишкина еще в 1893 году дал такую характеристику его таланта: «Если он - один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то как гравер-пейзажист - единственный и небывалый в России». Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над которыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубокого изучения. Для молодого поколения советских художников офорты Шишкина могут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими приемами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основе которого лежала работа на натуре.
Зарекомендовав себя еще в юные годы в Московском Училище Живописи и Ваяния и в Академии Художеств блестящим рисовальщиком, Шишкин на протяжении всей своей долгой жизни продолжал уделять большое внимание этому виду искусства. В редких случаях он ограничивал работу над рисунком исполнением лишь суммарного композиционного эскиза, как, например, эскиз к картине «Близ Елабуги» или эскиз к «Корабельной роще». Работа над рисунком на натуре неизменно оставалась для художника важнейшим средством изучения природы. Среди многочисленных оставшихся листов можно встретить и рисунки густой заросли лесной чащи, и изображение отдельного дерева, и полянку с лесными цветами, и множество других очень интересных и богатых мотивов. Вместе со зрелостью живописного метода Шишкина менялся соответственно и его рисунок; внешне он стал проще и лаконичнее, но в то же время характеристика каждого явления становилась глубже и полнее. Являлся ли у него рисунок подготовительным этюдом для будущей картины, был ли он вполне самостоятельным художественным произведением, он неизменно исполнялся художником на очень высоком профессиональном уровне.
8 (20) марта 1898 года Шишкин скоропостижно скончался в своей мастерской во время работы над картиной. Его художественное наследие позволяет дать очень подробную летопись его творческой жизни. В историю русского пейзажного искусства Шишкин вошел большими законченными картинами, которые были им написаны на основании этюдов с натуры и рисунков-эскизов, этюдами, имеющими самостоятельное значение, а также огромным количеством законченных рисунков и сериями офортов.

Творчество Шишкина, очень цельное и своеобразное, сохраняет до конца глубокую и органичную связь с эстетикой идейно-демократического искусства. Вместе с глубоким проникновением в жизнь приводы Шишкин в образах своих картин пришел к выражению в искусстве идей народности. Живопись Шишкина всегда была жизнеутверждающей. А живописный язык художника, богатый, гибкий и разнообразный, был создан на основе творческих поисков полноты выражения мира природы. Шишкин своими произведениями отразил важнейшие стороны русского искусства в его национальном своеобразии. Хотя, в отличие от Саврасова, Шишкин лишь очень небольшой промежуток времени был связан с молодежью как руководитель пейзажного класса Академии Художеств, но в действительности и его авторитет в искусстве, так же как и самый метод его работы, были знаменем в жизни очень большого количества начинающих художников. Примечательно, что в шишкинском архиве хранится множество писем от безвестных людей, из разных концов России, которые, не зная его самого и лишь знакомясь с его произведениями на Передвижных выставках, прибегали к нему за советом. Их привлекала ясность целей, которой пронизаны все его полотна, манила основа его метода, которая дала такие прекрасные результаты. На протяжении почти всей творческой жизни Шишкина многие авторитетные русские художники связывали с его именем и с его искусством свои планы и мечты о воспитании молодой смены художников, которая смогла бы принять, углубить и двинуть дальше завоевания первых борцов за идейное искусство. Боголюбов, еще в конце 60-х годов предлагая Академии Художеств проект организации пейзажного» класса, рекомендовал молодого тогда Шишкина в качестве руководителя этого класса.
Крамской, глубоко задумывавшийся над судьбами русского реалистического искусства и сознававший, что одним из условий его дальнейшего развития должно явиться коренное изменение воспитания в молодых художников, также видел в Шишкине лучшего учителя будущей школы, которая должна отличаться «...безусловной свободой преподавания». Делясь с П.М.Третьяковым своими мыслями относительно создания такой школы, Крамской писал ему: «...Возьмите Шишкина. Это ли не учитель? ...я утверждаю, что Шишкин чудесный учитель. Он способен забрать 5-6 штук молодежи, уехать с ними в деревню, и ходить на этюды, т.е. работать с ними вместе. Ведь это только и нужно, 5-6 человек! Это не штука, когда подумаешь, что в 10 лет из Академии вырвется один, наполовину искалеченный». Не потерял своего значения Шишкин и сегодня. Ему не только отдают дань глубочайшего уважения, как выдающемуся мастеру прошлого. Видя в его искусстве созвучность художественным устремлениям нашей эпохи, к его пейзажам и к его методу проявляют живой интерес и зрелые мастера советского искусства и молодые начинающие художники. Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры, имеющим мировую ценность. Советские пейзажисты могут многому научиться у Шишкина - мастера, владеющего в совершенстве искусством создания картины.
Высоко оцененный еще при жизни представителями передовой художественной общественности, Шишкин в наше время стал предметом подлинной гордости советских людей. Особое значение приобрело теперь и изучение творчества этого художника, так как в дореволюционной искусствоведческой литературе путь его творческих исканий освещался крайне односторонне. В свете современных художественных интересов изучается не только весь оставшийся огромный живописный материал Шишкина, но и его богатое эпистолярное наследие, являющееся прекрасным дополнением к его произведениям. В работах советских исследователей Шишкин предстает могучим мастером реалистического пейзажа, выразившим в своем творчестве передовые художественные идеи.

в начало...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru