На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Грачи прилетели,
Алексей Саврасов, 1871


Девочка с персиками,
Валентин Серов, 1885


Вечерний звон
Исаак Левитан, 1892

   
Коваленская Т.М. "Передвижники и художественный прогресс"

Развитие русской пейзажной живописи этого времени как бы распалось на два направления, которые Крамской определял как "субъективное" и "объективное". В известном смысле они соответствовали развитию романтизма и реализма в духе Курбе на Западе. Только в России, в отличие от Запада, они развивались не последовательно одно за другим, а представляли собой две линии, развивавшиеся параллельно. Линия "объективная" (по определению Крамского) была представлена И.И.Шишкиным, линия "субъективная" - А.К.Саврасовым. Для того чтобы понять заслугу Шишкина, надо напомнить, какой характер носила пейзажная живопись предшествующего этапа.
Пейзаж как жанр был одним из излюбленных в романтическом искусстве. В стихийной жизни природы искусство романтиков искало поэзию, которой не находило в жизни цивилизованного общества. Оно противопоставляло жизнь природы в стихийной игре ее необузданных сил размеренной и благополучной жизни человека буржуазного общества. Пейзажная живопись романтизма развивала в себе любовь к необычайному, таинственному, сверхъестественному, к нагромождению форм и сильным световым эффектам. Во всем этом выражалось стремление увидеть в жизни природы проявление духовности как сверхчувственного или над чувственного. В этом своем стремлении пейзажная живопись романтизма все более отдалялась от действительной природы и все чаще и чаще опиралась не на непосредственные наблюдения, а на выработанные и твердо заученные приемы. Одним из примеров этого в русской пейзажной живописи могут служить некоторые картины И.К.Айвазовского. Дальнейшее движение пейзажной живописи по пути романтизма не могло быть движением вперед, но только топтанием на месте, что в конечном счете неизбежно вело к ее окончательному художественному банкротству. В состоянии топтания на месте и находилась русская пейзажная живопись предреформенного периода.

Самые ранние произведения Шишкина относятся к 60-м годам, то есть ко времени, когда русское демократическое искусство еще находилось под знаком просветительства. Воздействие просветительской идеологии на Шишкина оказалось достаточно сильным, определив основные особенности его искусства. Первое, в чем проявилось это воздействие, - огромный пиетет, который испытывал Шишкин перед наукой. Пиетет перед наукой не имеет сам по себе ничего дурного. Но дело в том, что пиетет, который испытывал Шишкин и который с ним разделяли и другие художники демократического искусства, имел свою оборотную сторону. Художественный прогресс рассматривался как эволюция искусства к сближению с наукой и даже слиянию с ней. В этом сказалось воздействие на искусство идей прагматизма, выразителем которых в известной степени в России 60-х годов выступал Д.И.Писарев. Искусство и поэзия рассматривались им как род деятельности, основанной не на знании, а на вере и воображении, поэтому они объявлялись порождением средневекового невежества. Соответственно, ни поэзия, ни искусство не признавались видами деятельности, отвечающими интересам нового общества. На самом же деле пренебрежительное отношение к искусству и поэзии объяснялось тем, что в качестве особой формы познавательной деятельности они представляли сферу духовной жизни человека, нисколько не интересующую новое, то есть буржуазное общество. Ведь исследование этой сферы не могло иметь своим результатом практической пользы. А в буржуазном обществе это был единственный критерий для оценки любой отрасли человеческой деятельности.
Герцен писал о положении искусства в буржуазном обществе следующее: "Искусство чует, что в этой жизни оно сведено на роль внешнего украшения, обоев, мебели, на роль шарманки; мешает - прогонят, захотят послушать - дадут грош, и квит".
Подобное отношение к искусству и рождало у тех его представителей, которые не хотели сводить своей роли "на роль шарманки", стремление сблизить искусство с наукой, видя в этом залог художественного прогресса. Крамской замечал: "Вы говорите, что являются уже образчики, где талант соединяется с головой. Дай бог, чтобы так было, потому что этого не миновать, это на очереди, это ближайшая историческая задача искусства, и если этого химического соединения не произойдет, - искусство вредно и бесполезно, пустая забава и больше ничего". И еще: "... никогда и никому я так не завидовал (в самом широком смысле этого слова), как человеку действительно образованному. Прежде у меня даже была лакейская паника перед каждым студентом университета". "Лакейская паника" перед наукой была на самом деле паникой перед бесчеловечностью буржуазной цивилизации. В пейзажной живописи, после того как она у эпигонов романтизма заменила действительное творчество применением избитых стереотипов, появилась потребность обращения к реальной природе как предмету исследования.

Именно в этом видел свою задачу Шишкин, когда полный любви к живой природе обратился к самому тщательному изучению ее реального облика. Вполне справедливо отвергая искусственную поэзию позднее-романтической, итальянизирующей пейзажной живописи, Шишкин уже несправедливо считал, что поэтическое переживание природы есть пережиток прошлого и выражение незрелости человеческого разума. Поэтому он увидел возможность прогресса пейзажной живописи в ее сближении с естественными науками. Он выдвигал проект объединения художников-пейзажистов с университетскими учеными-естествоиспытателями. Но так как эта утопия не нашла своего воплощения в жизнь, Шишкин пытался в самом себе совместить художника с естествоиспытателем путем подавления в себе поэтического ощущения природы. Враждебная передвижникам, а в сущности не передвижникам, а реализму, критика предъявляла Шишкину упрек в натуралистичности его живописи. Она основывала его на любви этого художника к тщательному рассмотрению природных форм во всех деталях и подробностях. Но такое изучение форм отнюдь не является специфическим свойством натуралистического искусства. И, напротив, оно было свойственно многим замечательным художникам прошлого. Назовем из европейских художников Гольбейна, а из русских - художников венециановской школы или Федотова и Федора Толстого.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru