На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



После дождя. Плес,
Исаак Левитан, 1889


Шахтерка,
Николай Касаткин, 1894


Игра в бабки,
Владимир Маковский

   
Развитие ТПХВ. Годы формирования и роста передвижнического движения

Общественно-политические и эстетические взгляды передвижников прошли сложный и противоречивый путь развития. Как в деятельности Товарищества, так и в творческих выступлениях и высказываниях отдельных, даже наиболее прогрессивно мыслящих художников наблюдались либеральные отступления, а иногда и отход от демократических идеалов. Но стремление овладеть передовой общественной и философской мыслью своей эпохи, выработать на ее основе свои эстетические взгляды было искренним, глубоким и плодотворным. Семидесятые годы, годы формирования и роста передвижнического движения, характеризуются напряженными поисками и утверждением в мировоззрении передвижников материалистических начал. Крамской и его сотоварищи опирались в этих поисках на современные философские и социально-экономические труды, на публицистику, на художественную литературу. Недаром Репин писал Крамскому: "Ваша деятельность в искусстве до сих пор была более политическая, чем гражданская". Зачастую поражает острота и зоркость ряда высказываний Крамского социально-экономического характера, его политических оценок международного положения. В частности, замечателен для своего времени дифференцированный подход Крамского к различным слоям населения современного ему Запада. Так, давая в письме к Репину резкую характеристику современной Франции, пережившей трагедию борьбы и подавления Парижской коммуны, — Репин как пенсионер Академии жил в эти годы в Париже, — Крамской предупреждает, что его слова не относятся к мелкой буржуазии и рабочим. "Эта часть народа, — говорит он, — могла бы сказать свое мнение, которое следовало бы уважать, не ведь его не спросят и боятся спросить и монархисты и республиканцы". В период глухой реакции 1874 года Крамской спрашивает Репина: "... или вы думаете, что во Франции нет глухих подземных раскатов, которых бы люди не чувствовали? " Крамской постоянно стремился подняться до атеистического мировоззрения и в этом стремлении был не одинок. Так, Шишкин навсегда отходит от глубокой набожности, характерной для его юности; Мясоедов завещает похоронить себя по гражданскому обряду. Но искания Крамского носили особенно настоятельный и глубокий характер.

Интересен спор между Крамским и Репиным в их переписке конца 1873-го — начала 1874 года. Во взглядах, высказываемых обоими корреспондентами на протяжении нескольких лет, много спорного, противоречивого. Но прекрасно их искреннее, страстное стремление приблизиться к истине, действенный характер прений, стремление связать теоретическую мысль с творческой практикой. Спор этот возник в связи с намерением Крамского написать картину, героем которой должен стать Христос. Крамской сообщает Репину, что понимает Христа как человека, а не как бога и в своей новой картине хочет сообщить Христу черты атеиста. Репин не согласился с этой концепцией. "Вы можете быть каких угодно убеждений, но не навязывайте это Христу", — говорит он. Крамской отвечает: "А ведь Христос все-таки атеист, как Вам угодно. Но ведь что такое настоящий атеист? Это человек, черпающий силу только в самом себе. И, если у Христа есть ссылки на "пославшего его", то это только восточные цветы красноречия. А ведь он не больше, как человек — человек!" Эти слова, утверждающие независимость земной действительности от божества, от сверхъестественных сил ("черпающий силу только в самом себе"), очень существенны. Для большинства передвижников характерен боевой антиклерикализм. Они резко выступали против церкви как пособницы угнетающих классов. Еще не выработав положительных социальных идеалов, не имея ясных представлений о справедливых общественных отношениях, они решительно критиковали самодержавный строй. Репин называл его "восточным порядком", в других местах — "азиатским". "Проникнут же, наконец, и к нам идеи гнилого Запада, идеи о свободе, равенстве и братстве!" — восклицал он.

Идейные и творческие искания передвижников были исполнены подлинного и горячего стремления творить "на благо дорогой родины" (как говорил Максимов), понять роль художника под углом зрения подлинно патриотическим. Свою творческую деятельность передвижники считали активной формой служения народу. "Делали, что могли для счастья своих собратьев и сограждан, для своего возлюбленного отечества", — говорил Ге в своей речи на съезде художников (в 1893 году), вспоминая 60-70-е годы. "Поймут ли, — спрашивал Антокольский, — что рядом с моими идеалами-мучениками за идею, я воспевал будущность России в лице "Петра I", "Ярослава", "Ермака" и "Нестора"?" И сам отвечает: "Поймут непременно; в этом вера моя крепка!" Любовь передвижников к родине, горячий патриотизм слышатся и в следующем восклицании Крамского: "О! Как я люблю мою Россию! ... ее песни ... ее характер народности". Были ли все эти высказывания случайны? Конечно, нет. Ведь и Чернышевский утверждал, что лучшим русским людям особенно свойствен высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага родины, одушевлявшее всю жизнь, направлявшее всю деятельность. Передвижники не оставили специальных трактатов, излагающих их эстетические воззрения в систематической последовательности. Но можно с уверенностью сказать, что материалистические начала наиболее отчетливо отразились именно в их эстетических взглядах. Несомненно, что искусство для передвижников — форма общественного сознания, а объектом отражения в искусстве является действительность во всей сложности своих взаимосвязей и противоречий.

Тезис Чернышевского "прекрасное — есть жизнь", направленный против основ идеалистической эстетики, его утверждение, что произведения искусства, отражая общественные явления, произносят и приговор над ними, несомненно, были глубоко восприняты передовыми художниками второй половины XIX века. Чрезвычайно существенно то, что передвижники близко подходили к правильному пониманию вопроса о связи искусства с идеологией определенных социальных групп, с классовой борьбой, к вопросу о роли искусства в этой борьбе. Они нащупывали правильные пути к пониманию сущности борьбы двух культур в культуре каждого народа, каждой нации в условиях капиталистического общества. Вопрос этот был ими поставлен и нашел отражение в другом споре Крамского с Репиным.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru